В трилогии «Кочевники» казахский народ изображен через призму столкновения традиционного образа жизни с внешними влияниями, в том числе с российским имперским воздействием. Одним из важных элементов этой проблемы становится вопрос о культурной адаптации и трансформации народных обычаев, что демонстрируется в поведении персонажей, включая Неплюева.
Неплюев, как представитель власти и культуры, чуждой для казахов, в данном контексте олицетворяет колониальную политику Российской империи, которая внедряла свои порядки и обычаи в повседневную жизнь коренного населения. Водка, являющаяся символом русской культуры, представляла собой инструмент как культурного влияния, так и реального контроля над народами, находившимися под властью империи.
Принуждение казахов к употреблению водки Неплюевым в трилогии можно рассматривать как метафору уничтожения традиционных ценностей и обычаев, подчинения народа иностранному влиянию. Водка в данном случае — это не просто алкогольный напиток, но и символ более глубокого вмешательства в культуру казахов, их духовные и социальные устои. Действия Неплюева можно трактовать как попытку разрушить привычный образ жизни и наложить на казахский народ новые нормы, в том числе культурные и моральные.
Кроме того, в литературных произведениях подобные моменты часто используют для создания контекста для более глубоких размышлений о человеческих судьбах, морали, последствиях колониального влияния и жестокости власти. Неплюев, в своем стремлении навязать чуждые казахам обычаи, становится персонажем, через которого раскрываются темы насилия и угнетения, характерные для отношений между метрополией и колониями.
Таким образом, заставляя казахов пить водку, Неплюев демонстрирует не только свою власть и презрение к традициям местного народа, но и стремление к культурному и социальному доминированию.